Знакомство с адвайтой. Часть 1

Всем привет!
08-09 ноября я побывала на семинаре Свами Дхарма Сумирана. Это современный Мастер адвайта веданты, учения о недвойственности.

Адвайта веданта является одной из систем индийской философии. Она говорит о том, что все творения Бога – люди и природа, и весь мир – единое целое. И все творения Бога – едины с ним самим. Впрочем, многие духовные концепции об этом говорят :-) К осознанию этого адвайта предлагает прийти посредством практики медитации.

Семинар проходил в Нижнем Новгороде на базе центра Рус-Дао.

Именно об этом, несомненно, интересном и познавательном событии моей жизни я и поведаю вам в этой статье!

Я считаю, что в человеке важно развивать все его составляющие – физическую, интеллектуальную и духовную. Что я и стараюсь делать в своей жизни :-) О своем опыте в каждой из этих сфер я пишу в блоге. И если в прошлых публикациях мы обсуждали рациональное питание, то в этой поговорим как раз о духовной стороне развития.

Статья получилась объемной и узкоспециализированной. Ее даже не спасают три картинки, умело раскиданные по тексту :-) Не всем будет интересно и понятно ее читать, но те, кто интересуется духовностью, могут познакомиться с моим опытом развития духовного в человеке :-) С другой стороны те, кому не интересно, хотя бы будут знать, что я – не бесчувственная машина, и не материалист-предприниматель, ведущий блог с жаждой наживы, а настоящий живой человек, которого интересуют разные проявления жизни :-)

Что такое духовный семинар?

Многие из нас были на семинарах по йоге и другим подобным системам развития человека. Возможно, кто-то был на семинарах по психологии и личностному росту. В этой и этой статьях я уже рассказывала вам о йога-выходных. Но каковы основные особенности семинара о духовности, проводимого Мастером Сумираном, я расскажу далее.

Начнем с того, что Сумиран является реализованным Мастером адвайта веданты. Это означает, что данный человек имеет завершенный опыт осознания своей божественной сущности. Для людей, не знакомых с какой-либо из систем восточной философии, эти слова могут показаться бредом или, минимум, какой-то несуразицей.

Но если обратиться, например, к индийской традиции передачи духовных знаний от гуру (учителя) к ученику, то можно увидеть, что знания передавались именно теми людьми (Мастерами), которые познали единство творения вселенной и на практике реализовали свое единение с Богом.

К сожалению, в современной христианской традиции таких примеров очень мало. Однако если провести аналогию, то это когда люди обращаются за советом и помощью к святым и отшельникам (один из ярчайших примеров – Серафим Саровский).

Семинар, проводимый Мастером, не является лекцией по философии или теоретическим разъяснением духовного учения. Об этом можно прочитать в книгах. К Мастеру люди идут за тем, чтобы углубить свой духовный опыт и двигаться по пути познания Бога в нужном направлении.

Здесь я хочу отметить, что адвайта не является религией. Это комплексное учение, которое затрагивает все аспекты существования человека. А это, как мы знаем:

  • физическое тело,
  • ум (или интеллект),
  • душа.

Каждый из этих аспектов дает человеку определенные переживания и восприятие мира. И поскольку эти системы человека устроены по-разному, у человека может случится некое несоответствие между ними, которое называют фрагментарностью понимания.

Например, ум знает, что нужно питаться правильно, но вкусовые рецепторы (физический аспект) предпочитают что-нибудь сладенькое. Или тело «просит» движения, но ум (полагаясь на социальные нормы) говорит, что сначала надо сходить на работу и посидеть там часиков восемь. Или мы прочитали умную книгу об устройстве вселенной с кучей формул, но с духовной точки зрения так и не поняли, кто и как все это создал :-)

Поэтому у человека возникают разные формы внутренних конфликтов. Семинар как раз предназначен для формирования целостности понимания.

Кто такой «ищущий» и какие виды поиска существуют?

Как я уже сказала, человек может развивать разные стороны своей жизни. Кому-то хватает физических занятий, кто-то любит читать умные книжки. А кто-то не ограничивается только этим и начинает задавать вопросы: «Кто я?», «Как устроен мир?». Эти люди находятся в духовном поиске, и именно их в системе духовного учения принято называть ищущими.

В общем случае все мы с рождения находимся в поиске чего-либо. Различают следующие виды поиска.

Чувственный поиск

Это поиск удовольствий. Он связан с физическим телом и эмоциями человека. На этом уровне поиска человек может сказать, что ему приятно, а что неприятно. Этот поиск происходит в какой-то момент жизни и не имеет прошлого и будущего. Нельзя, например, сказать, что вчера мне холодно. Холодно может быть или не быть именно сейчас. Чувственный поиск нельзя насытить (есть или испытывать радость от обладания чем-то будет хотеться всегда).

Интеллектуальный поиск

Это поиск знаний. Человек может изучать разные науки просто ради удовольствия. А может испытывать удовлетворение от выстраивания систем знаний и структурирования информации. Этот вид поиска имеет время и перспективу. Такой поиск может быть прикладным (инженерные знания) или абстрактным (философия).

Когда человек начинает на основе своих знаний строить абстракции, он может прийти к гипотезе, что существуют и другие измерения жизни. Это приводит его к вопросу: а кто же за всем этим стоит? Так мы приходим к третьему виду поиска.

Поиск Творца (духовный поиск)

В этой области человек либо может получить теоретические знания, либо пережить определенный опыт познания. И если одному человеку открылась тайна мироздания, он вынужден строить понятийный аппарат и подбирать слова, чтобы передать это знание другим.

Нельзя отделять один вид поиска от другого. Равно как и нельзя отбрасывать в себе какой-либо из видов поиска. Поскольку все эти виды заложены в основу человеческого существования и присутствуют в нас не зависимо от того, хотим мы или нет. Разные виды поиска дополняют друг друга.

Каковы способы передачи духовных знаний?

На семинаре как раз происходит передача духовных знаний от Мастера ищущим. Передать духовные знания можно несколькими способами. Семинар выстраивается таким образом, чтобы передача происходила по разным каналам восприятия человека. Поскольку человек – целостная система, то какие-то знания могут прийти через чувственное восприятие, какие-то – через интеллект, а какие-то напрямую духовным путем.

Для эффективной передачи знания семинар включает в себя следующие техники.

1. Медитация

Является непосредственной передачей знания. Когда человек сидит в присутствии Мастера и обнаруживает в себе духовные аспекты. В ходе медитации внутри человека могут «просыпаться» разные чувства и мысли. Наблюдая за ними и не вовлекаясь в переживания, ум успокаивается. Человек приходит к простому присутствию «здесь и сейчас». И в конце концов медитирующий способен лицезреть истину.

Но так сказано в древних книгах, а на самом деле мало кому удается таким образом познать Бога. Поэтому и существуют другие техники: это сатсанг, а также двигательные и энергетические практики.

2. Сатсанг

В дословном переводе с санскрита это означает «собрание людей вокруг просветленного человека с целью услышать истину, говорить о ней и усваивать ее». Сатсанг представляет собой диалог ищущего с Мастером. В ходе этой беседы человек может получить ответы на свои вопросы, разрешить конфликты через понимание умом тех или иных вещей и подготовить свой ум к восприятию более глубоких духовных знаний.

Также в ходе сатсанга могут быть разрешены и самые обычные на первый взгляд бытовые вопросы: отношения в семье, в обществе, вопросы поведения и воспитания. Как мы уже говорили, это обусловлено тем, что человек – целостная система, и для него важны все способы познания мира через все каналы восприятия. Озарение в одной сфере жизни может привести к пониманию в другой. И наоборот, если у человека в чем-то затык, целостной картины мира может не сложиться.

3. Двигательные и энергетические практики

Это методики работы с телом и с энергией человека. Например, цигун, хатха йога, крийя йога. В нашем мире человек существует на физическом плане и обладает физическим телом. Поэтому изменения в психическом или духовном аспекте могут происходить посредством работы с телом.

Также тело является индикатором блоков на других уровнях. Например, психологическое напряжение отражается зажатостью мышц и может быть причиной боли.

Человек, как физическое существо, многое познает именно посредством своего тела. Это не только его личные ощущения, но и коммуникация с внешним миром.

Таким образом, прорабатывая физическое тело и психику (или энергию), человек также может познать определенные аспекты своего бытия и устройство мира.

__________________________

Итак, в первой части я рассказала, что такое духовный семинар, кто и зачем посещает такие мероприятия. Также я немного рассказала вам о Мастере адвайта веданты Сумиране и его методах работы с учениками. Свой опыт пребывания на подобных мероприятиях можно рассказать в комментариях. Или, может быть, кто-то еще нигде не был, но хочет побывать. Давайте поговорим об этом!

В следующих публикациях я расскажу о работе в малых группах, развлеку вас суфийской притчей, а также выдвину критерии, как и зачем искать «своего» Мастера. Вторую часть можно прочитать по ссылке.

В одной из статей я озвучу интересные вопросы, заданные Мастеру, и приведу ответы на них. А после духовности перейдем, наконец, к физухе и рассмотрим систему плоскостного тренинга. Как я сказала, мне интересно развивать все аспекты жизни. Надеюсь, что и вам тоже!

На этом все на сегодня.
Любви вам и удачи во всех видах вашего поиска :-)
Пока-пока!
Светлана Серикова

 

Поделиться в соц. сетях: