Знакомство с адвайтой. Часть 2

Всем привет!
Продолжаю рассказ о посещении духовного семинара в Нижнем Новгороде 08-09 ноября. В
первой части было немного теории, я рассказала, кто такой Свами Дхарма Сумиран и зачем к нему едут люди. А также чему и как он учит людей, которые все-таки к нему попали :-).

Учение адвайта веданта, помимо объяснения целостности творения мира, единства человека и Бога, говорит о том, как познать эту целостность. Ученику предлагается использовать медитацию, как основной способ получения духовного опыта.

Однако не все и не всегда могут, последовав этому совету, определить свое единство с Богом. В первой части мы уже говорили, что восприятие человека может быть не целостным. Это обусловлено природой человека, а также социальным аспектом, в котором он находится.

Как устроен человек?

По мнению восточной философии и, в частности, адвайты, человек представляет собой совокупность трех сущностей:

1. Наблюдатель (или Знающий).
Это сущность, которая только фиксирует то, что происходит с человеком (или внутри него). В данной сущности не содержится какой-либо оценки происходящего. Она просто «знает», что произошло то или иное событие или имело место то или иное чувство, переживание.

2. Переживание.
Это непосредственно энергия чувства. То, что ощущается органами чувств человека либо какие-то определенные эмоции. Переживание само по себе также не может быть оценено. Оно только может быть почувствовано.

3. Интерпретация (озвучка).
Это ум человека. Именно эта часть человека позволяет осознавать себя как отдельную личность и давать оценку происходящему. Именно эта часть говорит нам: «Сейчас я еду в машине», «Этот человек сказал мне гадость», «Этим детям весело», и т.п.

В идеале для познания духовной истины человек должен осознать себя как некую обезличенную пустоту. Очистить свое восприятие от стандартных реакций, от мыслей, и тогда он может вернуться к своей истинной божественной природе.

В индийской философии познание Бога происходит через познание себя. Так как считается, что внутреннее равно внешнему, и все во вселенной создано по закону подобия.

Но в обычной жизни человеку не так-то просто взять и в одночасье очистить свое восприятие. Для осознания божественной природы человеческая личность должна определенным образом «созреть» и подготовиться. Надо отметить, что эта самая подготовка может занять годы и годы практики, но так и не завершиться в конце жизни. Тогда человек имеет шанс продолжить поиски Бога в следующем рождении :-)

Одной из основных техник, которая готовит нас к медитации, является управление вниманием и осознавание происходящего с позиции созерцателя. Тогда в человеке проявляется некая четвертая сущность, именуемая сознанием.

Для понимания собственного устройства и работы ума можно применять разные методы. На семинаре нам были предложены следующие:

  • работа в малых группах,
  • работа с партнером,
  • индивидуальная работа.

Как может помочь работа в малых группах?

Одну из основ человеческой жизни составляет коммуникация. Посредством коммуникации человек познает мир и взаимодействует с другими людьми. Грамотное использование коммуникации позволяет продвинуться в достижении осознанности.

Адвайта позиционирует, что на самом деле никакого разделения между людьми нет, и все есть Бог, и он един. Но сходу это понять сложно.

Первое, что может сделать человек, это наблюдать. Наблюдать можно как реакции и мысли других людей, так и свои собственные. Причем совместное применение этих подходов дает лучший результат в понимании того, как устроено общество и мир. Именно этому Сумиран использует работу в малых группах при обучении людей.

Группе задается определенная тема для обсуждения. Обсуждение касается всех аспектов человека: физического, умственного, духовного. При обсуждении темы человеку необходимо:

1. Высказаться и прийти к пониманию, какие аспекты личности определяют его поведение и его отношение к заданной теме. То есть послушать себя. Определить, какая часть самого себя принимает или отрицает каждое суждение.

2. Выслушать других, когда они говорят, что в них определяет их отношение к теме. При этом также важно послушать себя. Что резонирует в процессе слушания других? Что вызывает принятие или непринятие той или иной позиции?

Комплексное применение этих методов познания при работе в малых группах может быть использовано не только при изучении духовных практик. Также данная методика часто используется в психологии, в различных личностных тренингах, а также в работе и в обычной жизни.

Как может помочь работа с партнером?

На семинаре Мастер также использовал эту технику для раскрытия глубинных мотивов поведения личности.

Например, предлагалось выполнить в паре базовые танцевальные движения. При этом один из партнеров является ведущим, а другой – ведомым. Ведомый партнер работает с закрытыми глазами и по определенным маркерам тела ведущего понимает, каким образом ему двигаться.

Работа в парах позволяет отследить, какие психологические и физические блоки есть у человека. Кто-то не может двигаться с закрытыми глазами, потому что не доверяет другим людям. Кто-то не может быть ведомым, т.к. привык во всем полагаться только на себя.

Эта техника основана на доверии и позволяет человеку взглянуть на себя свежим взглядом. И поработать со своими ограничивающими убеждениями.

Как проходит индивидуальная работа с телом?

В ходе индивидуальной работы может быть использовано как движение тела в пространстве, так и техники работы с энергией, представляющей собой поле человека.

Я здесь не буду спорить на тему, есть поле у человека, или нет. Но в ходе определенных практик, например, цигун, его можно почувствовать физически ладонями. Кто не верит – сходите, позанимайтесь цигуном :-) У Сумирана нам хватило пары часов, чтобы почувствовать свое поле и поле своего соседа.

В ходе индивидуальной работы на физическом уровне человек может на основе ощущений тела понять, где и какие блоки у него есть. И также направленно поработать с ними.

Известная нам хатха-йога также является методом индивидуальной физической работы. Она направлена на снятие блоков с тела и его расслабление, ведущее за собой расслабление ума.

При работе с телом следует обращать внимание на положение позвоночника. Это не только физический, но и энергетический стержень человека. От его правильного положения и отсутствия искривлений зависит не только физическое, но и психическое здоровье человека.

В качестве примера Мастер привел типичный для многих людей наклон головы вперед. Когда позвоночник сгибается в шейном отделе в районе 7-го позвонка. Такое положение головы может быть обусловлено исторической памятью человека (подчинение слуг во время крепостного права), или современной ситуацией (позиция перед лицом начальствующих).

Как только человек выравнивает свой позвоночный столб, перераспределяется поток энергии. Прямое положение головы может изменить отношение человека к миру и способность отстаивать свою позицию. Попробуйте прямо сейчас поставить голову прямо (простите за тавтологию :-) и понаблюдайте за своими ощущениями, за самооценкой.

______________________

Вот на этой практической ноте заканчивается эта статья. В ходе ее написания я решила, что еще не все вам сказала, дорогие читатели. Так что третьей части быть! Но как вы видите, к концу моего повествования о духовном развитии становится все больше практических моментов, которые можно применять в обычной жизни.

Так что теперь к чтению и обсуждению материала можно и нужно присоединиться тем, кто сомневался после прочтения первой части. Обсудим ваш опыт в комментариях!

В третьей части я расскажу вам зачем нужно искать Мастера, развлеку вас суфийской притчей, а также приведу несколько вопросов, заданных Сумирану участниками семинара.

Всем добра и позитивной коммуникации!
Пока-пока!
Светлана Серикова

Поделиться в соц. сетях: